Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Зюраткуль

Историческая справка о Зюраткуле.

В первых двух статьях, я вам сообщил новости из национального парка «Зюраткуль», а теперь расскажу его историю и некоторые исторические факты.

Полученные здесь археологические данные имели исключительно важное значение для решения проблем этногенезиса и этногеографии на территории Евразии. Именно на примере массовых находок так называемых «геометрических микролитов» на мезолитических стоянках горных областей Южного Урала были впервые получены доказательства связи этнокультур Европы и Ближнего Востока (Матюшин, 1976). В 1968–69 гг. на берегах озера работала археологическая экспедиция академика Геральда Николаевича Матюшина. Были открыты мезолитические стоянки, всего было описано более восьми стоянок, которые оцениваются специалистами как наиболее типичные для стоянок приозерного типа и характеризуются хорошо сохранившимся культурным слоем.

Наиболее хорошо сохранилась одна из двух стоянок на мысе Долгий Ельник.

Археологические находки, обнаруженные среди остатков жилищ и мастерских по производству каменных орудий (эпоха неолита) свидетельствуют, что древние аборигены, населявшие побережье озера, усиленно занимались не только рыбной ловлей, охотой, но и обрабатывали почву.

Каменные орудия для земледелия изготавливались из яшмы, месторождения которой здесь нет. Следовательно, зюраткульцы доставляли яшму из Зауралья.

Археологи на основании находок предполагают, что озеро Зюраткуль в древние времена являлось своеобразной перевалочной базой на пути древних людей из Азии в Европу.

Зюраткуль активно обживался еще с глубокой древности. В конце60-х годов ХХ века здесь были выявлены 12 памятников археологии. Все они относились к каменному веку- к эпохам мезолита и неолита (VIII–V тыс. до н. э.).

Памятники представляли собой кратковременные стоянки охотников и рыболовов. Они располагались либо при впадении в озеро небольших речек (стоянки Малый Кыл и Большой Кыл), либо на мысах, вдающихся в озеро (стоянки Песчаный мыс, Березовы мыс). Культурный слой стоянок достаточно беден. Основную массу находок на таких стоянках составляют глиняная посуда, каменные орудия труда, их обломки и отходы производства.

Выделяется стоянка Долгий Ельник II, на которой были выявлены остатки жилища. Стены его были укреплены камнями. Внутри находилось несколько очагов и крупные камни со сбитыми поверхностями, которые применялись как «наковальни» при изготовлении каменных орудий. Само жилище можно рассматривать как мастерскую по изготовлению каменных орудий.

В глубокой древности через Южный Урал была проложена старая Казанская дорога, пересекавшая Урал с запада на восток. Ей не менее 3000 лет. Этой дорогой (горными проходами) пользовались многие воинственные кочевые племена. С берегов Зюраткуля через тайгу, буреломы и болота она уходила к хребту Уреньга.

Каменные изваяния, возле которых устраивались жертвоприношения, историки и археологи теперь называют «молитвенными камнями». Первобытные охотники — южноуральские аборигены устраивали возле них ритуальные обряда. Известно, что подобный жертвенник (капище) существовал около «Столбов», где древние полуязыческие башкиры, мещеряки и тептяри выставляли древних идолов и приносили к священному незатухающему костру туши убитых оленей и лосей. Как не вспомнить о «Чертовом зубе» и золотой статуе!

Кварцитовые останцы «Столбы» поражают своим скульптурным чудом. Они как-то неожиданно «вырастают» среди деревьев и шокируют путешественников своей мощью и исполинской тяжестью. Что-то неправдоподобное и чудовищное взирает на людей с 30–50 метровой высоты

Идолов разукрашивали различными цветными тряпками, лоскутами красивыми камнями, «угощали» мясом, поили (обливали),спиртным, чтобы они послали удачную охоту, чтобы не было падежа оленей и людского «мора» — болезней и смерти.

Если все шло хорошо, идолов обхаживали, умилялись ими, досыта «кормили».Если наступали тяжелые времена, их кололи копьями,«наказывали» палками, избивали камнями, выбрасывали и даже сжигали, а потом вырубали из дерева новых. Языческие идолы, шаманы, колдуны, ведьмы были своими родными, послушными и добрыми богами.

Теперь от деревянных идолов ничего не осталось. Дерево не камень. Оно безвозвратно ушло в тлен. Память о жертвеннике осталось лишь в камне и его форме. Ярким примером таких жертвенников (капищ) являются «Болваны» Печеро-Илычского заповедника, «Столбы» на Зюраткуле «Гребешок» и «Бианкские шишки» на Березяке. Согласно старым преданиям и легендам, Иремель — священная гора древних башкир.

На этой знаменитой горе «жили» их языческие боги и демоны, олицетворявшие собой мужество, гуманность, мудрость и щедрость. Хребет Москаль (от башкирского мяскай) — «Ведьмина гора». В названии хребта тоже вероятно, восходит к языческим верованиям.

Категория: Мои статьи | Добавил: турист (24.05.2013)
Просмотров: 1063 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Олег  
0
Бывал на оз.Зюраткуль все там облазил. Если будет интересно вот сам хребет в золотую очень =) http://osatke.ru/?p=333

Имя *:
Email *:
Код *: