Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Историческая справка о Зюраткуле. В первых двух статьях, я вам сообщил новости из национального парка «Зюраткуль»,
а теперь расскажу его историю и некоторые исторические факты. Полученные здесь археологические данные имели
исключительно важное значение для решения проблем этногенезиса
и этногеографии на территории Евразии. Именно на примере
массовых находок так называемых «геометрических микролитов» на мезолитических
стоянках горных областей Южного Урала были впервые получены доказательства
связи этнокультур Европы и Ближнего Востока (Матюшин, 1976).
В 1968–69 гг. на берегах озера работала археологическая экспедиция
академика Геральда Николаевича Матюшина. Были открыты мезолитические стоянки,
всего было описано более восьми стоянок, которые оцениваются специалистами как
наиболее типичные для стоянок приозерного типа и характеризуются хорошо
сохранившимся культурным слоем. Наиболее хорошо сохранилась одна из двух стоянок
на мысе Долгий Ельник. Археологические находки, обнаруженные среди остатков
жилищ и мастерских по производству каменных орудий (эпоха неолита)
свидетельствуют, что древние аборигены, населявшие побережье озера, усиленно
занимались не только рыбной ловлей, охотой, но и обрабатывали
почву. Каменные орудия для земледелия изготавливались
из яшмы, месторождения которой здесь нет. Следовательно, зюраткульцы
доставляли яшму из Зауралья. Археологи на основании находок
предполагают, что озеро Зюраткуль в древние времена являлось своеобразной
перевалочной базой на пути древних людей из Азии в Европу. Зюраткуль активно обживался еще с глубокой
древности. В конце Памятники представляли собой кратковременные стоянки охотников и рыболовов. Они располагались либо при впадении в озеро небольших речек (стоянки Малый Кыл и Большой Кыл), либо на мысах, вдающихся в озеро (стоянки Песчаный мыс, Березовы мыс). Культурный слой стоянок достаточно беден. Основную массу находок на таких стоянках составляют глиняная посуда, каменные орудия труда, их обломки и отходы производства. Выделяется стоянка Долгий
Ельник II, на которой были выявлены остатки жилища. Стены его были
укреплены камнями. Внутри находилось несколько очагов и крупные камни
со сбитыми поверхностями, которые применялись как «наковальни» при
изготовлении каменных орудий. Само жилище можно рассматривать как мастерскую
по изготовлению каменных орудий. В глубокой древности
через Южный Урал была проложена старая Казанская дорога, пересекавшая Урал
с запада на восток. Ей не менее 3000 лет. Этой дорогой (горными
проходами) пользовались многие воинственные кочевые племена. С берегов
Зюраткуля через тайгу, буреломы и болота она уходила к хребту
Уреньга. Каменные изваяния, возле которых устраивались
жертвоприношения, историки и археологи теперь называют «молитвенными
камнями». Первобытные охотники — южноуральские аборигены устраивали возле
них ритуальные обряда. Известно, что подобный жертвенник (капище) существовал
около «Столбов», где древние полуязыческие башкиры, мещеряки и тептяри
выставляли древних идолов и приносили к священному незатухающему
костру туши убитых оленей и лосей. Как не вспомнить о «Чертовом
зубе» и золотой статуе! Кварцитовые останцы «Столбы» поражают своим
скульптурным чудом. Они как-то неожиданно «вырастают» среди деревьев
и шокируют путешественников своей мощью и исполинской тяжестью. Что-то неправдоподобное
и чудовищное взирает на людей с 30–50 метровой высоты Идолов разукрашивали различными
цветными тряпками, лоскутами красивыми камнями, «угощали» мясом, поили
(обливали),спиртным, чтобы они послали удачную охоту, чтобы не было падежа
оленей и людского «мора» — болезней и смерти. Если все шло хорошо, идолов обхаживали, умилялись ими,
досыта «кормили».Если наступали тяжелые времена, их кололи
копьями,«наказывали» палками, избивали камнями, выбрасывали и даже
сжигали, а потом вырубали из дерева новых. Языческие идолы, шаманы,
колдуны, ведьмы были своими родными, послушными и добрыми богами. Теперь от деревянных
идолов ничего не осталось. Дерево не камень. Оно безвозвратно ушло
в тлен. Память о жертвеннике осталось лишь в камне и его
форме. Ярким примером таких жертвенников (капищ) являются «Болваны» На этой знаменитой горе
«жили» их языческие боги и демоны, олицетворявшие собой мужество,
гуманность, мудрость и щедрость. Хребет Москаль (от башкирского
мяскай) — «Ведьмина гора». В названии хребта тоже вероятно, восходит
к языческим верованиям. | |
Просмотров: 1063 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||